Варшава — один из наиболее художественных городов России. У нее есть свое лицо, не только вполне определенное, но и прекрасное. Внешние впечатления ее необычайно гармонируют с ее судьбой: огромные площади, нарядные костелы и могучие дворцы, отошедшие теперь в большинстве под правительственные учреждения, служат фоном кипучей современности, и напоминают о славном прошлом...

Улицы Варшавы пенятся потоком людей и экипажей, похожие на улицы Вены, Берлина, Парижа. По ним высятся нарядные многоэтажные дома, тысячеокие великаны, как пестрыми заплатами крытые вывесками. И рядом с этой новой бешено растущей Варшавой идут узкие каменные коридоры-переулки, где не могут разъехаться два экипажа, тесные и пустынные площади-колодцы.

Кругом них толпятся высокие узкие дома средневековья с темными проходами внутрь узких дворов, с черепичными красными крышами. Это угол старой Варшавы, живой кусок XVII, а может быть и XVI века! Над дверями домов великолепные кованые решетки. На стенах странные изображения: то голова губастого негра, то корабль, лев, мадонна, чей-то стершийся герб. По этим эмблемам именовались когда-то дома, и вместо номера или фамилии владельца указывался «дом под негром», «дом с кораблем», и т. д.

В старой части Варшавы мало заметны сливающиеся с общим фоном костелы, но на новых улицах, нарушая черед небоскребов, неожиданно вырисовываются барочные костелы, угрюмые, серые, словно запыленные веками. Тихая, спящая старина...

На улицах узорные решетки и ворота с гербами отделяют мощеные дворы старых дворцов магнатов. Дворцы эти, созданные преимущественно в XVIII веке, несмотря на хронологическую разницу, все одного типа, украшены острыми фронтонами с гербами и статуями. Рядом с ними классические дворцы, выстроенные в начале XIX века. Все знакомые впечатления классической архитектуры чередуются от чистой гармонии Эллады к грандиозности Рима.

В Варшаве мощная сказка римского величия подавила эллинскую идиллию. Классические впечатления ее улиц — титаническая полукруглая арка въезда во дворец Паца, теперь Окружный Суд, гигантские колоннады Казенной Палаты на Рымарской улице, фонтан на площади Красинских украшенный гирляндами, стройный лес колонн Большого театра, панно фасада Волынских казарм...

Польша еще сильнее, чем Россия, с давних пор обстраивалась руками итальянских мастеров. Среди работавших в ней архитекторов преобладают итальянские фамилии; иногда встречаются немецкие и польские. В XVIII веке наплыв итальянских мастеров в Варшаву не менее силен, чем в Петербург. Немало итальянцев работает там и в XVII веке. Уже в самом начале XVII века упоминается мастер Ян. Влох (влох — по-польски итальянец), строивший между 1612-38 годами доныне существующий костел доминиканцев на улице Фрета.

В конце XVII века в Варшаве много работает выдающийся архитектор итальянец Джузеппе (Иозеф) Беллоти. Им выстроен ряд великолепных дворцов в Варшаве и ее окрестностях. Его стиль — позднее барокко, сдержанное и несложное по архитектурным формам, но изобилующее пышными скульптурными декорациями. В 1676 году начинается сооружение по его проекту великолепного дворца Красинских, занятого теперь Судебной Палатой. Около 1680-го года Беллоти строит в Вилянове невиданный в Польше дворец для короля Яна Собесского.

В 1696 году он строит костел святого креста на Краковском предместье, один из лучших костелов Варшавы.

Беллоти очень долго работал в Варшаве. В начале XVIII века (в 1728 году?) по его проекту возводится костел ордена Визиток, тоже на Краковском предместье. Оба эти прекрасные костела определили дальнейший тип варшавских костелов, неизменный в основных чертах до нашего времени. Беллоти, исполнивший так много крупных работ, был лучшим варшавским строителем конца XVII века; его имя упоминается чаще других.