В 1691-м году строит изящный костел в Чернякове под Варшавой другой итальянец Tylman Camerini. В XVIII веке работает А. Solari и целая династия итальянцев Фонтанна, последний представитель которой Jan Kanty Fontanna, упоминается в конце XVIII века.

В течение всего XVIII века в Варшаве идет интенсивное строительство, но до последних десятилетий не замечается яркого архитектурного творчества. Бесконечно повторяются одни и те же коробочные формы самого монотонного в мире барокко, несколько сдобренного скульптурными украшениями. Это истинный стиль Варшавы XVIII века. Таков дворец Красинских на Краковском предместье, дворец Потоцких, дворец Карася (1769 г.) и др. Самым величественным образцом этого стиля является дворец Брюля, выстроенный между 1750 и 1775-м годами, теперь занимаемый телеграфом.

Подобный тип дворцов упорно держится в Варшаве. Еще в 1792-м году архитектор Камзецер строит на Краковском предместье дворец Тышкевичей, теперь принадлежащий Потоцким, выдержанный вполне в духе «варшавского барокко».

Классицизм в Варшаву впервые заносится в 1770-х годах, но переживает долгую переходную полосу Louis XVI. Появляются в конце XVIII века и отдельные классические произведения, правда больше под Варшавой, чем в самом городе, но наряду с ним процветает и готика, и барокко, а при королевском дворе — изысканный Louis XVI.

7-го сентября 1764-го года на польский престол избирается Станислав Август Понятовский. Он приносит с собой ту любовь к искусству и «манию строительства», которой были одержимы почти все государи Европы XVIII века. При своем дворе он группирует художников и архитекторов, и едва вступив на престол, начинает огромные строительные работы.

Его наиболее искусными мастерами являются опять-таки итальянцы. Придворным живописцем короля состоит Бернардо Беллотто Каналетто (1724—1780 г.), не покидавший Варшавы до самой смерти, оставивший ряд живописных ее изображений. На них мы видим, какой это был красивый по расположению на высоком берегу Вислы, хотя и неустроенный, город. Кроме Каналетто Варшаву рубежа ХVIII и XIX веков увековечил «кабинетский рисовальщик» Станислава Августа Zygmund Vogel, прозванный в Варшаве «Пташек».

Свою строительную деятельность Станислав Август начал с сооружения себе дворца. На Замковой площади над Вислой находился старинный тесный замок, совершенно не приспособленный к пышному придворному быту XVIII века. В 1767-м году и этот замок сгорает. Станислав Август собирает при Дворе ряд архитекторов. Руководит ими Доменико Мерлини, составивший проект перестройки замка, вернее, его новой постройки. В основных чертах произведение Мерлини сохранилось и до наших дней.

Доменико Мерлини — первый архитектор-классик Варшавы. Он работал при Дворе Станислава Августа в течение нескольких десятилетий, и за это время его творчество пережило довольно заметную эволюцию. Его первые работы выдержаны в типичном Louis XVI, полном нежности и изысканности XVIII века, предвещающем близящийся классицизм только некоторой сдержанностью, холодным покоем масс; позднее Мерлини увлекается классическими формами, но, как человек старого поколения, не проявляет в них особой изобретательности.

Между 1767 и 1780-м годами Мерлини работает в Лазенках, загородной летней резиденции Станислава Августа. Здесь над слож ной задачей создания дворца среди обширного пруда трудится целая компания мастеров, причем во главе стояли Мерлини, Антонио Фонтанна и Ян Камзецер.