Еще раньше, в 1818-м году, Корацци построен ныне не существующий «Дом доброчинности», по-видимому, его первая работа в Варшаве.

А. Корацци. Банк Польский в Варшаве. 1828-30 г.
А. Корацци. Банк Польский в Варшаве. 1828-30 г.

На Банковой площади между 1828 и 1830-м годами, Корацци выстроил угловое здание — Банк Польский, впоследствии отошедшее под Государственный банк. Обработка здания очень скромная, декораций нет, кроме двух летящих граций на куполе. Такая скупость в мелких частях выделяет широкую, чисто архитектурную задачу Корацци — завершить угловым зданием одну из лучших городских перспектив Варшавы. Решение найдено простое и величественное, высящийся над Банком Польским купол, образующий его основную точку, отмечает и угол квартала...

А. Корацци. Большой театр в Варшаве. 1832 г.
А. Корацци. Большой театр в Варшаве. 1832 г.

Корацци же построен Большой театр, законченный в 1832-м году. Здесь особенно очевидно проявился огромный размах мастера; однако, в бесконечных рядах колонн есть некоторая вялость, подчеркиваемая общей грузностью масс. Громадный корпус театра мало удался Корацци, но все же остается памятником больших сил мастера, шедших иногда впереди его изобретательности!

Варшава. Казармы лейб-гвардии Волынского полка. Начало XIX-го века.
Варшава. Казармы лейб-гвардии Волынского полка. Начало XIX-го века.

К лучшим образам классической Варшавы нужно отнести казармы Волынского полка. Все обширное здание довольно скромно; прекрасна только пышная, обильно сдобренная скульптурными украшениями, центральная часть фасада. Здесь мы находим редкий для Варшавы пример свободной, трактовки классических форм, очень напоминающей Петербург 1820-x годов и К. Росси...

Варшава. Здание Казенной палаты на Рымарской улице. Начало XIX-го века.
Варшава. Здание Казенной палаты на Рымарской улице. Начало XIX-го века.

Необычайно живописно мрачное здание Казенной палаты на Рымарской улице. Могучие колоннады боковых крыльев, выходящие на улицу, завершают тесный четырехугольный двор, весь заставленный колоннами. Все здание темно-серое, какое-то траурное. Эта угрюмая сказка колонн, остро воспринимаемая на фоне лип, заполнивших все пространство между крыльями здания, кажется балладой о славном и бурном прошлом города!

Последним классиком Варшавы был «arehitecteur du gouvernement» Адам Идзиковский.

Между прочим, как и поздние русские классики, он переходил и к другим стилям, и в 1836—1840-ом годах придал теперешний готический облик Костелу св. Яна.

А. Идзиковский. Саксонский дворец в Варшаве. 1837 г.
А. Идзиковский. Саксонский дворец в Варшаве. 1837 г.

В 1837-м году Идзиковский построил Саксонский дворец — два унылых корпуса, соединенных эффектной по замыслу, но жидко исполненной, двойной колоннадой.

Варшава. Саксонский сад.
Варшава. Саксонский сад.

В расстилающемся за дворцом Саксонском саду, лучшем украшении Варшавы, на холме над прудом, высится круглая классическая башня, напоминающая о роскошных усадьбах и совершенно неожиданная в центре столичного города.

Поветрие классицизма облетело на рубеже XIX века весь мир. Всюду отзываясь на местные условия, но не порывая со своими едиными истоками, создавало оно новые образы, открывало все новые и новые эстетические возможности.

Классицизм Варшавы целиком примкнул к римскому течению с его «мегаломанией», с его величественными образами, навеянными Колизеем, форумом, термами Каракаллы...

Так единая в основе своей красота классицизма сумела воплотить все движения человеческой души, — от политических идей до тихих интимных грез, то переливаясь в идиллические особняки московских улиц, то застывая в грозных колоннадах Варшавы!

Ю. Шамурин.