...ездша из Новагорода люди молодые на Волгу без новгородского слова, и берсермен побили. И за то князь Димитрий Иоаннович на новгородцев разгневася и мир поруши, и рече им тако: почто есте ходили на Волгу и гостей моих пограбили, и бесермен побили? Новгородцы же слышав сия, послаша послов своих к Москве, к великому князю... с челобитьем ради мира и рекоша тако: ходили, господине, молодые люди на Волгу без нашего слова, а твоих, господине, гостей не грабили, токмо побили бесермен; а ты, господине, пожалуй по прежнему нам мир и любовь имей до конца с нами... *.

Самые, может быть, красивые страницы Новгородской летописи это описания чудес, предзнаменований и вещих снов. В более ранние века все предвещает благополучие и славу городу; его держит в руке Иисус Христос. Так говорит об этом летописец:

когда построили собор святой Софии и призванные из Греции иконописцы стали расписывать купол, они написали образ Спаса с благословляющей рукой. На утро увидел епископ Лука, что рука написана не благословляющей, а сжатой; три раза переписывали иконописцы руку, наконец на четвертое утро глас бысть от образа Господня иконным писцем глаголюще: писари, писари, о писари! не пишите ми благословляющею рукою, напишите мя сжатою рукою, аз бо в сей руце моей сей Великий Новгород держу, а когда сия рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание *.

Записанное в той же летописи под 1440 годом видение пономаря Софийского собора Аарона несравненно ярче и образнее. Однажды ночью в великой церкви Софии Премудрости Божьей видел пономарь Аарон — ни во сне ни в привидении, но яве, как из церковного притвора вышли похороненные там прежние новгородские архиепископы и прошли в алтарь. Охваченный благоговейным страхом пономарь не посмел встать и пойти разбудить своих спящих товарищей. Немного времени спустя архиепископы вси во своем сану, якоже на выходе, один за другим вышли из алтаря и ставши перед Корсунской иконой Божьей Матери, запели. Глас же их слышаша, а словес глаголемых от них не разумеяше и стояша же яко, час и поидоша в святый олтарь и не видеша их к тому и гласу их не слышаша...

Утром Аарон рассказал архиепископу Евфимию и всему освященному собору о «преславном» видении. Архиепископ слыша таковое чудо бысть радостен о таковом явлении и прослави Бога и рече: не остави Бог места сего молитв ради всех святых архиепископов; и отслужил соборную литургию и наделил «нескудной» милостыней нищих...

Чем ближе к времени падения самостоятельности Новгорода, тем мрачнее и зловещее делаются предзнаменования. Свила себе в душах людей гнездо тревога, чудится во всем грозная карающая десница Божья!

Вмешательство небесных сил в человеческую жизнь непрестанно: то оно открывается в видениях, то исправляет заблудших, то карает нарушивших заветы Бога и Церкви. Об этих событиях летописец рассказывает без поучений, без риторического пафоса; он верит, что событие само говорит за себя.

В прибавлении ко II Новгородской летописи, составленной в конце XVI века, есть рассказ о печальной судьбе архиепископа новгородского Сергия. Поставленный в 1484 году, он однажды ехал мимо Сковоротского монастыря: Сергий же архиепископ сниде с коня и вниде в монастырь, и в церкви помолися образу Спасу... и пойде из церкви в паперть...