Серебряные братины Патриаршей ризницы.

Серебряная братина Патриаршей ризницы.
Серебряная братина Патриаршей ризницы.

Одним из наиболее интересных ответвлений древнерусского художественного творчества является серебряное дело. Его мастера обладали большим разнообразием форм, особенно — декоративных узоров, покрывающих гладкую поверхность серебряных изделий. Особенным богатством и красотой декоративного наряда отличались братины.

Братины в древней Руси служили заздравными чашами и употреблялись при царском и патриаршем дворах, а также на дворах бояр, служилых и торговых зажиточных людей, при многочисленных «ядениях и питиях». Братины служили преимущественно при торжественных пирах; при них были чарки для черпания.

По форме братины русского производства, а также и привозные из других государств, были похожи на глиняные горшки, широко распространенные до сих пор в России для варки пищи. Братины, как и горшки, имели широкую шейку, так называемый «венец», образующий широкое круглое устье, шарообразное «тулово» и низкий «поддон», примыкающий к дну братины непосредственно, или же соединенный желобчатыми и плоскими кольцами. Иногда поддоны братин состояли только из одного кольца. Внутри братин в середине дна нередко припаивалась круглая бляха, называвшаяся «мишенью».

Некоторые из братин имели крышки. Так, например, русский мастер, торговец Московского Серебряного ряда Феодор Евстигнеев, в 1642-м году 26-го декабря, сделал серебряную братину, весом в полдва (1½) фунта, полтринадцата (12½) золотника, описанную в современных записях следующим образом: «братина чеканная серебряная с кровлею, на поддоне, венец — резаны слова на поддоне ж внизу, от поддона полоски невеликия, внутри мишень, с лица вся золочена, на ней грив-зверь (гриф — мифическая чудовищная птица с львиным телом и орлиными крыльями); с лица (братина) вся золочена; на позолоту золота дано полтретья (2½) золотника» *.

В 1627-м году, марта 19-го, выдано было патриаршему жалованному мастеру Иванову Василию «на 8 почек золота (почки 25-й доле золотника) 8 алтын 2 деньги, на ртуть, квасцы и клюкву 3 деньги и серебра 2 алтына без деньги на поделку к братине серебряной кровли» *.

У псковитина Луки Алексеева, в 1668-м году 26-го сентября, куплена «братина серебряная с кровлею, канопренная, ложки мелкия гладкия золочены, на птичьих ножках, кровля на цепочке, с рукоятью, внутри золочена, а сверху местами золочена, подержана», весом в 88 золотников, по 2 алтына 4 деньги за золотник *.

Однако на братинах Патриаршей разницы не сохранилось «кровлей», кроме одной кокосовой братины.

Материалом для серебряных братин русской работы, вследствие неумения находить в пределах тогдашней Руси и обрабатывать серебряную руду, до самого почти конца XVII века служило серебро дельное, т.-е. серебряная ветхая посуда, слиточное серебро, привозимое в Россию в слитках, ефимочное и левковое, переплавленное из обращавшихся в России иностранных монет; наконец, серебро денежное, сплавленное из мелких монет-денег, из которых каждая составляла 200-ю часть тогдашнего рубля.

Судовых дел мастера из широких серебряных листов разной толщины выковывали тулова братин; резчики и чеканщики, по рисункам знаменщиков, искусно украшали эти братины узорами с внешней стороны. Внутри братин обыкновенно украшалась только мишень. Поддоны братин нередко утверждались на литых фигурках — «левиках», птичьих лапах и т. п., делавшихся особыми мастерами, именовавшимися ливцами или литейщиками, а сами фигурки назывались отливаными.

Сообразно с характером украшений братины получали наименование «грановитых», т.-е. снабженных выкованными гранями, «ложчатых» — украшенных «ложками», т.-е. овальными выпуклостями. Если эти выпуклости располагались тесно сплоченными рядами, напоминающими рыбью чешую, то братина именовалась «чешуйчатой».

Серебряные братины Патриаршей ризницы.
Серебряные братины Патриаршей ризницы.