Серебряные братины оставались белыми, или же золотились, иногда сплошь, иногда, по вкусу мастера или заказчика, только местами. Золочение братин, как и других серебряных изделий, было специальностью особых мастеров, т. н. золотарей, которые и золотили — золотом пареным, золотом сусальным, красным и желтым, золотом «из серы», золотом «из воску» и золотом твореным. Наиболее прочным золочением было золочение через огонь. Из известных нам золотарей упомянем — Якова Васильева, работавшего в 1650 году, * Григорьева Якова, работавшего в 1657—66 гг., Купреянова Лариона и Якова Ларионова (1652—1658 гг.) *.

Кроме братин работы русских мастеров, как мы уже указали, в Патриаршей ризнице хранятся братины с клеймом г. Гамбурга. Таким образом, несомненно, что братины привозились в Россию и из-за границы, но привоз их едва ли был значителен. Как само название «братины» так и форма, и производство их были по преимуществу русскими.

В. Троицкий.