Сольвычегодский Введенский монастырь.

Путешествие из Москвы в Петербург через Двинские земли, Беломорье и Озернский край...

Историко-культурные очерки...

Культура русского севера — это рубленные деревянные церкви, затейливые, тоже деревянные, избы, украшенные резьбой и пестрыми красками, самодельные крестьянские иконы, еще отдаленно хранящие заветы прежних веков, яркие вышивки, степенные песни и сказки, не забываемые и теперь, в век граммофонов и городских нарядов...

На фоне этого безбрежного царства чисто народной крестьянской культуры высятся в городах каменные церкви XVI и XVII веков.

Их совершенная архитектура, чудные иконы и резные иконостасы свидетельствуют о могучей культуре. Они не уступают высшим созданиям русского XVII века, церквям Москвы и Ярославля. В большинстве случаев создателями этих церквей были «именитые люди» Строгоновы.

Между прочим, Строгоновыми украшена их резиденция — город Сольвычегодск.

Сольвычегодский Введенский монастырь с его художественными памятниками является, помимо Благовещенского городского собора, превосходным увековечением памяти «именитого» рода Строгоновых, умевших в своем лице соединять удачливых завоевателей, талантливых купцов-промышленников и искренних ценителей и покровителей искусства.

Предание рассказывает, что Строгоновы в Соль Вычегодскую переселились из Новгорода. В XVI веке Строгоновы уже имели большое количество солеварниц по реке Вычегде и «делали историю» местного края. Они прокладывали пути в далекую Сибирь, строили города, украшая их церквями и монастырями! В XVII веке (1607 год) Андрей Строгонов был пожалован с потомками в «именитые». Петр Великий, ценя заслуги этих энергичных людей, дал им баронский титул.

Не только огромные материальные жертвы приносили церковному строительству эти русские Медичи, они умели вкладывать в это, дело живую душу, что важнее денег. Их жены, сестры и дочери, не покладая рук, трудились в своих теремах над художественным выполнением предметов церковного обихода: строгоновские хоругви, воздухи, оплечья риз, плащаницы, шитые шелками и жемчугом, рассеяны во множестве по церквам русского Севера.

Сама природа приходит им на помощь: во времена Строгоновых, как рассказывают, на речке Иксе, текущей в четырех верстах от Сольвычегодска, находили жемчужные раковины, которые шли на украшение иконных окладов и на другие изделия церковного характера.

Строгоновы покровительствуют искусствам и ремеслам; при них в Сольвычегодске процветает иконописное дело, вылившееся в особое «строгоновское» письмо, оказавшее влияние на московскую иконопись XVII века, серебряное, сканное, финифтяное и др. У них были свои артели зодчих и каменных мастеров, строивших многочисленные и своеобразные «строгоновские» церкви...

Строителями Введенской обители были три брата: Яков, Григорий и Семен Строгоновы, которые около 1565-го года стали рубить первую в монастыре деревянную церковь, а монастырское место обнесли оградой...

В том же 1565-м году, августа 30-го, при державе царя и великого князя Ивана Васильевича, храм был закончен и освящен во имя Введения во храм Божией Матери; с тех пор монастырь по имени главного храма стал называться «Введенским». В девяностых годах ХVI столетия «именитый человек» Никита Строгонов рубит в монастыре несколько храмов: над вратами ограды он строит вратарную церковь во имя Всех Святых; под колокольней устраивает церковь во имя Богоявления Господня. Обе эти церкви соединены были переходами. Спустя некоторое время, в обители рубится третья деревянная церковь — во имя Грузинской иконы Богоматери.

Имея таких щедрых «строителей», обитель быстро обстраивается обычными монастырскими зданиями, благоустрояется, милостыню имея изобильну от щедрых дателей, чтущих место сие святое и любящих благолепие дома Господня.