Храм — двухэтажный, галлерейного типа. Вышина церкви до креста большой главы около 25 сажень, длина от востока к западу до 26-ти сажень. Главная башенная масса храма, имея в основании своем форму квадрата, в каждой своей грани имеет по 8-ми сажень. В храм — это «царство света», по замыслу строителей вливается масса света через окна, которыми он снабжен в изобилии. Строгий темно-красным фоном своих стен, которые никогда не были крашены, собор богат разнообразием своего пышного декоративного наряда.

Этот декоративный убор храма выполнен или отличной лепною работою, или же тонкою резьбою по белому камню. Талантливый уборщик-зодчий стремится облагородить в контурных линиях свое вдохновенное создание: острые линии углов смягчены колоннами, оконные очертания прикрыты пышными барельефами начальников, переход от стен храма к главам, их увенчивающих искусно замаскирован вычурным бордюром.

Храм опоясан карнизами, точеными балюстрадами, осыпан характерными для этого стиля раковинами и другими декоративными мотивами. Убранство храма, особенно обработка окон, очень близко к декорациям Нижегородской Рождественской церкви, строившейся несколькими годами позднее. По-видимому, одна и та же артель мастеров Строгонова работала над обоими храмами.

Сольвычегодск. Крыльцо собора Введенского монастыря. 1690-е годы.
Сольвычегодск. Крыльцо собора Введенского монастыря. 1690-е годы.

Прекрасным вступлением к архитектуре храма служит вход — крыльцо, интересно спланированное и отлично выполненное в своих деталях. Характер убранства галерейных пристроек особенно хорошо выражен на южной стороне храма. С восточной стороны храм окружают три алтарные полукруглые абсиды. В отделке северной стороны допущены внизу, портящие общий вид, заделанные окна. Собор увенчивается пятью главами, отделанными в грань; их восьмигранные шейные основания выдержаны в мотивах общей декорировки храма.

По лестнице входа, прерываемой тремя площадками, поднимаемся в верхний холодный этаж храма и входим в папертные галереи, в которых устроены особые боковые приделы; из этих приделов — левый особенно изящен своими тонкопрорезными царскими вратами, на которых помещен редко встречающийся сюжет: «Беседа с Самарянкой». Из этого придела боковой аркой-приходом пройдем в главный Введенский храм.

Сольвычегодск. Южная стена собора Введенского монастыря. 1688—1696 г.
Сольвычегодск. Южная стена собора Введенского монастыря. 1688—1696 г.
Сольвычегодск. Собор Введенского монастыря. 1688—1696 г.
Сольвычегодск. Собор Введенского монастыря. 1688—1696 г.

Пятьдесят восемь окон со стен и глав льют волны света на его белокаменный помост. Величественный семиярусный иконостас, увенчанный распятием прекрасной и богатой резьбы, работы московского мастера Григория Иванова. Но интересен иконостас не только резьбой, он интересен и своей живописью.

Сольвычегодск. Портал в собор Введенского монастыря. 1690-е годы.
Сольвычегодск. Портал в собор Введенского монастыря. 1690-е годы.

Иконы в нем писаны были в 1693-м году дворовым человеком Строгоновых Степаном Дометиевым Нарыковым, обучавшимся своему делу «в чужих землях». Особенно выделяются среди других местные образа вокруг царских врат: образ Спасителя и образ Богоматери с Предвечным Младенцем. Но образа отдельных ярусов иконостаса разнородны по характеру своего выполнения и, к сожалению, пострадали «от усердия» позднейших мастеров.

Григорий Иванов. Резной деревянный иконостас собора Введенского монастыря в г. Сольвычегодск. 1690-е годы.
Григорий Иванов. Резной деревянный иконостас собора Введенского монастыря в г. Сольвычегодск. 1690-е годы.

Из ризничной алтарной палатки устроен узкий ход, ведущий на кровлю собора, оттуда открывается вид на окрестности на сорок и более верст...

Сольвычегодск. Иконостас левого верхнего придела в соборе Введенского монастыря. XVIII-й век.
Сольвычегодск. Иконостас левого верхнего придела в соборе Введенского монастыря. XVIII-й век.